КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ. Случай №2. Острое горе.

Человек в состоянии  острого горя.

Пациент  в возрасте 60 лет.

В январе 2018 года после продолжительной болезни   скончался его родной  брат из двойни, страдавший глибластомой. В анамнезе у пациента смерть двух детей и жены в результате катастрофы,  гибель сестры из-за меланомы, внезапная смерть родителей.  

Жалобы. В статусе преобладала эмоциональная дезорганизация, тревожность, раздражительность, отчаяние, фиксированность на своем состоянии здоровья.  Соответственно, пациент находился в группе риска по развитию тревожно –депрессивных расстройств.

Для профилактики данных состояний  пациенту было назначено лечение аскорбатом лития (препарат "Нормотим") в дозе 2 таблетки 2 раза в день на третьи сутки после смерти родного брата.

В течении недели приема препарата  состояние стабилизировалось, купировалась чрезмерная тревожность, фиксация на разнообразных  ощущениях в организме, но сохранялась раздражительность, повышенная утомляемость и сонливость. 

На второй неделе лечения прошла раздражительность, отклонений в неврологическом статусе и гемодинамике не было.  

На четвертой неделе был зафиксирован переход  на 7 этап –разрешение горя. Пациент смирился со случившимся, примирился с этим и вернулся в докризисное состояние, сохраняя при этом хорошую работоспособность и  активную жизненную позицию и желание жить дальше. 

Курс лечения составил 7 недель.

Таким образом, препарат «Нормотим» может быть рекомендован в качестве помощи людям, находящимся кризисных ситуациях , а так же для профилактики депрессивных,  тревожных и астено-невротических расстройств.

Т.к. в течении года возможны повторные  приступы горя и отчаяния, риск депрессии, пациенту рекомендовал  повторный прием  препарата «Нормотим»  через 3-6 месяцев  для профилактики тревожно-депрессивных расстройств.

Немного теории

Выделяют 8 этапов реакции горя, которые были выделены и описаны А.Г. Амбрумовой, (1983) и Г.В. Старшенбаумом (1994).

1 этап — с доминирующей эмоциональной дезорганизацией, которая длится от нескольких минут до нескольких часов и сопровождается вспышкой негативных чувств — паники, гнева, отчаяния. В поведении преобладает аффективная дезорганизация с временным ослаблением волевого контроля.

2 этап — гиперреактивности, длительность 2–3 дня. В этот период человек чрезмерно деятелен, активен, склонен к постоянным разговорам о личности и делах умершего. В его психическом статусе преобладает эмоциональная лабильность, дистимия, тревожность, иногда  отмечается эмоциональное притупление без фиксации на переживании горя.

3 этап — напряжения, длительность — около недели. В психическом статусе преобладает психофизическое напряжение, тревога. Внешне пациенты скованы, их лицо амимично, они молчаливы. Их состояние периодически прерывается суетливой активностью, спазмами в горле или судорожными вздохами. Часто они раздражаются при попытке отвлечь их или переключить внимание на бытовые темы.

4 этап — этап поиска, который протекает, как правило на второй неделе с момента утраты близкого человека. В психическом статусе доминирует дистимический фон настроения, потеря перспективы и жизненного смысла. Умерший воспринимается пациентом как живущий: он говорит о нем в настоящем времени, мысленно беседует с ним, иногда случайных прохожих воспринимает как усопшего. В этот период возможны иллюзии, гипногагические и гипнопомпические галлюцинации. Выделяют два варианта протекания четвертой стадии: тревожный и оппозиционный.

Тревожный вариант. У этих лиц в психическом статусе доминирует тревога, напряжение, озабоченность и преувеличение проблем, которые возникли в связи со смертью близкого человека. Многие пациенты фиксированы на своем здоровье и зачастую обнаруживают у себя проявления болезни, от которой скончался усопший.

Оппозиционный вариант. У пациентов преобладает раздражительность, обидчивость, чувство враждебности и напряжения к лечащим врачам и родственникам. Как правило, подобная реакция отмечается у лиц, психологически зависимых от умершего, с выраженной амбивалентной реакцией к нему при жизни: от любви до подавляемого чувства враждебности и агрессивности.

5 этап — отчаяния. Это период максимальных душевных мук, который развивается, как правило, на 3–6 неделе после потери значимого близкого. В психическом статусе пациентов доминируют жалобы на бессонницу, тревогу и страх, высказываются идеи самообвинения, собственной малоценности и вины. Пациенты испытывают одиночество, беспомощность, отмечают потерю смысла жизни и дальнейшей перспективы. В этот период они раздражительны, отказываются от общения с близкими, зачастую подвергая их критике. На высоте переживания очень часто возникает загрудинная боль, сопровождаемая выраженной тревогой

и беспокойством.

6 этап — с элементами демобилизации. Этот этап наступает в случае неразрешения этапа отчаяния. В клинической картине у этих лиц преобладают невротические синдромы (чаще всего неврастенический и с преобладанием вегето–соматических нарушений), маскированные субдепрессии и депрессии. В этот период  люди , как правило, малообщительны, сосредоточены на внутренних переживаниях, ими овладевает чувство безнадежности, ненужности, одиночества.

7 этап — разрешение. Как правило, длительность его ограничивается несколькими неделями. Пациент смиряется со случившимся, примиряется с этим и начинает возвращаться к докризисному состоянию. Мысли об утрате “живут в сердце”. А.С. Пушкин охарактеризовал это состояние “Печаль моя светла”.

8 этап — рецидивирующий. В течение 1 года возможны приступы горя и отчаяния, сопровождающиеся депрессивными расстройствами. Провоцирующими факторами, как правило, бывают определенные календарные даты, значимые для личности (день рождения умершего, Новый год и другие праздники, впервые отмечаемые без близкого человека и т.п.), нестандартные ситуации (успех или неудача), когда возникает потребность разделить радость или горе с близким человеком. Приступы горя могут возникать остро, на фоне кажущейся стабилизации состояния.

Михалевская Людмила Владимировна,
врач-нутрициолог.
г. Благовещенск