Школьная тревожность — одна из форм психоэмоционального дискомфорта ребенка, которая проявляется в следующем:
• чрезмерном беспокойстве в ходе учебного процесса;
• ожидании негативной оценки учителей и одноклассников;
• ощущении собственной ущербности и неполноценности;
• неуверенности в своих словах и действиях.
Проблема школьной тревожности особенно актуальна для первоклассников. Незнакомый вид деятельности, новая структура образовательного процесса и непривычный распорядок дня требуют длительного периода адаптации, который у детей данного возраста занимает порядка 3-6 месяцев. В это время школьная тревожность и уровень дезадаптации находятся в тесной взаимосвязи. Основными причинами неприспособленности ребенка к школе являются:
• социально-педагогическая запущенность;
• психоэмоциональные расстройства;
• соматическая слабость;
• сложности с отдельными познавательными процессами и психическими функциями;
• двигательные нарушения.
Данные факторы не только становятся причиной встревоженности и низкой самооценки учеников, но и представляют серьезную угрозу для их дальнейшего интеллектуального развития.
Школьная самооценочная межличностная тревожность характерна и для промежуточных классов. Появление новых предметов, усиление нагрузки, а также возрастные физиологические особенности и сложности в семье способны вызывать у ребенка тревогу, что негативно отразиться на его самочувствии и академической успеваемости. В особо запущенных случаях может развиться клиническая депрессия.
Чрезвычайно важна профилактика тревожности в период подготовки к ЕГЭ – новой форме проведения итоговой аттестации и вступительных экзаменов в ВУЗ. В силу особой важности и новизны этот экзамен становится дополнительным поводом для беспокойства и тревог, а значит, способен вызвать сильный стресс у выпускников. В этот период школьники как никогда нуждаются в поддержке родителей, учителей и психологов. Внимание к детям и правильная тактика поведения помогут им достойно справиться с испытанием без ущерба для собственного здоровья.